С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В образовательной организации осуществляется общее образование обучающихся с нарушением интеллекта по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Школа принимает на обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по Адаптированным основным общеобразовательным программам обучающихся с нарушением интеллекта по заявлению родителей (законных представителей) и при наличии Заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных организациях:
• обучение совместно с другими обучающимися,
• обучение в отдельном классе обычной школы,
• обучение в специальной школе,
• индивидуальное обучение на дому,
• обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),
• дистанционное обучение.
По заявлению родителей (законных представителей) и при наличии медицинского заключения в образовательной организации для обучающегося может быть организовано обучение на дому.
Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования.
Названные в статье 17 Закона РФ «Об образовании» очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Получение детьми с интеллектуальными нарушениями и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ОГКОУ «Родниковская коррекционная школа-интернат» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав учащихся с интеллектуальными нарушениями на получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья учащихся с интеллектуальными нарушениями на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с интеллектуальными нарушениями;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с интеллектуальными нарушениями в ОГКОУ «Родниковская коррекционная школа-интернат» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав обучающихся с интеллектуальными нарушениями на получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с различными формами отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
В ОГКОУ «Родниковская коррекционная школа-интернат» созданы условия для получения образования детьми с интеллектуальными нарушениями и детьми-инвалидами:
• школа реализует адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности ОГКОУ «Родниковская коррекционная школа-интернат», касающиеся организации обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями регламентированы Уставом и локальными актами ОГКОУ «Родниковская коррекционная школа-интернат»;
• в целях обеспечения освоения детьми с интеллектуальными нарушениями в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе организовано сопровождение обучающихся специалистами психолого-педагогической службы: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с интеллектуальными нарушениями в ОГКОУ «Родниковская коррекционная школа-интернат» проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
- В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях образования. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
- Согласно Закону №181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Нормативно - правовые документы по введению ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».